1.  Какие задачи решает компетенция логистики?

    Логистике можно дать следующее определение: это теория и практика управления материально-техническим снабжением. Логистика в сфере товарооборота заключается в организации рационального процесса движения товаров между поставщиками и потребителями, эффективного функционирования области обращения товаров и услуг, управления товарными запасами и создания инфраструктуры товародвижения. Логистику можно представить в виде механизма, решающего следующие задачи:

    • осуществление физических операций с грузами;
    • создание оптимальной системы управления и регулирования материальными, финансовыми и информационными потоками;
    • управление товародвижением — производство, перевозки, складирование (организационный аспект);
    • минимизация затрат в процессе доставки (экономический аспект);
    • промежуток времени между документальным оформлением оплаты за поставку товара и получением этих денежных средств поставщиком ( организационно-финансовый аспект).
  2.  Какие преимущества дает складская логистика?

    Функции и задачи складской логистики следует рассматривать, позиционируя взгляд с точки склада в общей логистической цепи. Логистическая цепь представляет собой упорядоченное множество элементов логистического процесса, каждый из которых осуществляет определенные логистическиеоперации, доводя внешний материальный поток от одной системы логистики до другой.

    В непрерывных логистических цепях склад может являться и конечным звеном, и промежуточным. Например, если склад относится к оптовому торговому предприятию, целью которого является постоянное поддержание или увеличение ассортиментного ряда, то в данной логистической цепи он будет играть главную и конечную роль, дальнейшее продвижение продукции, как правило, зависит от менеджеров и политики предприятия по продвижению товаров. Если же предприятие располагает сетью розничных магазинов, тогда склад в этой цепи будет играть роль промежуточного звена для накопления и поддержания ассортимента товара во время спада производства, а также распределения групп товаров по магазинам.

  3.  Назовите шесть основных звеньев логистики?

    Базовая логистическая цепь, иначе говоря, цепь, через которую проходят материальный и, связанный с ним, информационный потоки от начального источника до конечного потребителя, включает в себя следующие логистические звенья:

    1. Первоначальный источник сырья.

    2. Хранение сырья в сфере снабжения.

    3. Хранение полуфабрикатов и сырья непосредственно на производстве. Первые 3 звена относятся к закупочной логистике, а третье звено еще и к производственной.

    4. Производство.

    5. Хранение готовой продукции в сфере производства.

    6. Хранение готовой продукции в сфере сбыта.

    7. Конечный потребитель. Звенья с 4 по 7 относятся к сбытовой логистике.

    Каждое из звеньев логистической цепи включает в себя определенные элементы, образующие материальную логистическую базу: складское хозяйство, транспортные средства, средства управления и связи.

    Качественный состав материального потока меняется по мере продвижения по цепи — от продукции производственно-технического назначения до готовой продукции.

  4.  Расскажите для чего необходимо страхование груза?

    Страхование — это механизм, с помощью которого страхователь или лицо, страхующее риск, защищает себя от финансовых последствий этого риска путем переложения их на страховщика (страховую компанию), внеся определенную страховую премию.

    Страхование на транспорте или страхование груза можно разделить на следующие виды:

    • страхование груза на случай его полной или частичной утраты, а также повреждения;
    • страхование ответственности экспедитора, сопровождающего груз (перевозчика).

    Объектом страхования выступают имущественные интересы лица, в отношении которого заключен страховой договор. Имущественные интересы заключаются во владении, пользовании и распоряжении застрахованным грузом.

  5.  Что важно учитывать при поиске транспортных компаний?

    Сегодня ни профессиональную, ни личную жизнь нельзя не связать с грузоперевозками. Квартирные или офисные переезды, доставка товаров и транспортировка грузов подразумевает обращение к специализированным компаниям, предоставляющим такие услуги «под ключ». Дело за малым — выбрать надежную фирму, обеспечащую качественную перевозку груза.

    Процедура выбора перевозчика груза занимает центральное место среди различных процедур принятия решений по транспортировке. По каким же критериям определяется надежность транспортной компании и на что следует обратить особое внимание при выборе?

    Критериями предварительного отбора перевозчиков груза являются:

    • затраты на перевозку;
    • надежность срока доставки;
    • сохранность груза в пути.

    Затем необходимо обратить внимание на следующие условия:

    • услуги «под ключ»;
    • наличие лицензии;
    • оптимальный и выгодный маршрут;
    • готовность к изменению тарифа;
    • наличие дополнительного оборудования и пр.
  6.  Какие основные задачи логистики при снабжении производства?

    Перечень логистических систем, рассматриваемых с точки зрения производственной логистики, называются внутрипроизводственные логистические системы, или ВПЛС. К таким системам относятся: промышленная фирма, оптовая фирма со складскими помещениями, узловая грузовая станция, порты и т. п.

    К задачам производственной логистики относятся хранение, фасовка, укладка, упаковка товара, которые можно обозначить понятием внутрифирменное управление материальными потоками на предприятиях, производящих материальные блага или оказывающие материальные услуги.

    ВПЛС принято рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне ВПЛС задают ритм работе всей системы, обладают способностью быстро изменять качественные и количественные критерии выходного материального потока (ассортимент, объем продукции).

    Качественная гибкость ВПЛС обеспечивается универсальностью персонала и гибкостью производства. Количественная гибкость заключается в создании на фирме резерва оборудования и рабочей силы для возможности их быстрого задействования в производство при необходимости.

    ВПЛС на микроуровне представляют ряд подсистем, взаимосвязанных друг с другом, образуя единое целое — закупка, склады, запасы, транспорт, обслуживающие производства, информация, кадры, сбыт.

  7.  Как логистика может выступать маркетинговым инструментом?

    Маркетинговая логистика трактуется в двух понятиях:

    1. Раздел предпринимательской логистики, изучающий методологию, теорию, способы и методику оптимизации потоков всех видов, сопровождающих маркетинговую деятельность.

    2. Совокупность методов, благодаря которым в маркетинговой системе осуществляются синтез, анализ и оптимизация потоков всех видов, связанных с товарами и услугами на пути от производителя до покупателя, а также сообщения субъектов системы маркетинга при их взаимодействии.

    Иначе говоря, задача маркетинг-логистики — это управление потоками готовой продукции, направляющимися от производителя к потребителю. Она представляет собой анализ, планирование, организацию и контроль всех операций по транспортировке и складированию готовой продукции от конца производства до прибытия на рынок.

    Данное определение раскрывает взаимосвязанные аспекты маркетинг-логистики: функциональный, связанный с физическим распределением потока, и институциональный — выбор и управление каналом распределения.

  8.  Какие документы сопровождения груза необходимы?

    Правильная организация грузоперевозок предполагает наличие определенных документов. Рассмотрим основные документы, необходимые для перевозки груза по России.

    1. Документы на груз, оформленные заказчиком. Это транспортная накладная (ТН) или товарно-транспортная накладная (ТТН), а также доверенность на водителя.

    2. Документы на транспортное средство (ТС) и водителя, оформляемые и контролируемые транспортной компанией. Сюда входят путевой лист, водительское удостоверение, полис ОСАГО, талон о прохождении техосмотра ТС, акт о дезинфекции ТС в случае перевозки продуктов питания.

    3. Документы оформления грузоперевозки — заявка и договор на перевозку между грузоотправителем и  компанией-перевозчиком.

    4. Договор страхования груза представляет собой страховой полис на перевозку груза, включая погрузку/выгрузку. Грузы страхуются по желанию заказчика, который может заключить договор как с транспортной компанией, так и со страховой.

  9.  Как оценить эффективность складских запасов?

    Показателями эффективности складских запасов являются уровень обслуживания и коэффициент оборачиваемости. Уровень обслуживания покупателей исчисляется процентом спроса, который фирма может удовлетворить из своих запасов за определенный период. Показатель оборачиваемости запасов указывает на количество их прохождения через организацию за год.

    Материальные запасы должны удовлетворять следующие основные условия:

    • обеспечивать непрерывность процесса производства;
    • обеспечивать минимум затрат на содержание.

    Равенство объема продаж и объема складских запасов говорит об эффективном управления последними. Фирмы с большими объемами товарных запасов вынуждены нести дополнительные затраты на аренду помещений. Более того, расходы на хранение могут сопровождаться определенными рисками для предприятия в процессе реализации продукции.

  10.  Что такое доставка сборным грузом?

    Сборный груз — это груз для перевозки сборными партиями, комплектующимися за счет штучного товара и тарных объемов.

    Услуга доставки сборным грузом предоставляется многими перевозчиками. Она заключается в объединении в одной партии нескольких малогабаритных грузов различных заказчиков, перевозимую в одном направлении с помощью одного транспортного средства. Такой способ дает возможность существенно снизить стоимость доставки мелких грузов, однако, они не выгодны при перевозке крупных или среднегабаритных грузов, поскольку фирмы, осуществляющие такие перевозки, тарифицируют их выше, чем другие транспортные компании.

    Наличие у транспортной компании сети складских помещений, формирующих и осуществляющих отправку сборных грузов, способствует их перевозке в максимально короткие сроки.

  11.  В каких случаях доставка сборным грузом выгоднее обычной?

    Доставка сборным грузом имеет ряд положительных и отрицательных моментов.

    Важным положительным моментом сборных грузоперевозок является финансовая выгода, поскольку оплата услуги заказчиком производится пропорционально объему занимаемого места грузом в ТС. Более того, все обязанности по оформлению сопроводительных документов, включая таможенные декларации, а также осуществлению погрузочно-разгрузочных работ берет на себя грузоперевозчик.

    Одним из отрицательных моментов сборных перевозок является отсутствие такой услуги в некоторых транспортных компаниях, считающих такую процедуру долгой, хлопотной и экономически не выгодной для их фирмы.

    Еще один минус заключается в обязательным условии формирования партии сборных грузов из идентичных по качеству товаров. Так, мелкая партия жидкого груза в канистрах с химикатами не может перевозиться с продуктами питания.

  12.  В чем специфика международной логистики в целом?

    Укрепление международных связей и развитие мировой транспортной сети обуславливают все большую актуальность международной логистики, основной задачей которой является координация всех стадий перевозки грузов и управление цепями поставок.

    Расходы на грузоперевозки сегодня составляют почти 25% от всех операций международного бизнеса, и продолжают расти. Таким образом, основное преимущество конкурентоспособности компаний на мировом рынке это снижение данного вида затрат.

    Современные логистические компании постоянно развивают свой сервис, стремясь уменьшить временные и денежные затраты. Основной тенденцией международной логистики в настоящее время является «электронная логистика», включающая возможности on-line транзакций.

    Постановка задач и эффективность их решения в сфере международной логистики зависит от направления развития мирового рынка. Производители ориентируются на запросы потребителей, индивидуализируя товар. Поэтому главное направление международной логистики — это создание логистических цепочек, способных снизить затраты времени и денежных средств на доставку товара к потребителю.

  13.  В чем основная роль экспедирования груза?

    Транспортное экспедирование грузов — это совокупность услуг, включающих организацию и сопровождение грузовых перевозок. Экспедирование, предлагаемое транспортными компаниями (ТК), освобождает заказчика от организационных (законодательных, таможенных и др.) вопросов и гарантирует сохранность груза. Груз закрепляется за работником ТК, осуществляющем комплекс действий, включающих подготовку груза к отправке, его упаковку и маркировку, при необходимости организацию перевалки груза с одного транспорта на другой, обеспечение хранения на складах, составление сопроводительных документов и мониторинг груза на всем пути его следования.

    Современное транспортное экспедирование — это неотъемлемый элемент товарооборота. Сегодня, учитывая сложности оформления разной документации с грузоотправителем согласно законодательству, нехватку работников и дефицит времени, оптимальным решением является обращение в компанию по транспортному экспедированию.

  14.  Каким путем можно сократить стоимость логистики?

    К путям снижения логистических затрат относятся:

    1.  Анализ цепи поставок с целью выявления процедур, работ или операций, не создающих добавленной ценности, и их сокращения.

    2.  Грамотное проведение переговоров с покупателями или поставщиками с целью установления более низких цен или торговых наценок.

    3.  Оказание помощи поставщикам и покупателям в целью снижения их затрат (программы развития бизнеса, семинары).

    4.  Прямая и обратная интеграция с целью обеспечения контроля общих затрат.

    5.  Поиск заменителей ресурсов по более низкой цене.

    6.  Правильная координация деятельности фирмы с поставщиками и покупателями в логистической цепи.

    7.  Компенсация увеличения затрат в одном из звеньев логистической цепи за счет уменьшения затрат в другом.

    8.  Повышение производительности труда путем использования прогрессивных методов работы.

    9.  Эффективное использование ресурсов фирмы и управление факторами, влияющими на уровень затрат.

    10.  Обновление затратных звеньев логистической цепи путем инвестиций.

  15.  Какие основные функции менеджера по логистике?

    В работу менеджера по логистике или логиста входит планирование, организация и контроль логистических процессов в фирме от закупок до распределения товара. Естественно, что одному сотруднику будет сложно увязать между собой все звенья логистической цепи, поэтому целесообразно распределять функции логистов по «направлениям».

    Основные функции менеджера по логистике выполняются согласовано и совместно с руководителями подразделений предприятия. В них входит ежемесячное планирование перевозок, размещение заказов, выявление требований к отгрузке продукции, отправка заказов, составление необходимых документов, отслеживание грузов и контроль их конечной доставки, получение грузов, управление складами: таможенными, не таможенными или транзитными. Вышеуказанные функции выполняются логистом в соответствии с потребностями каждого обособленного подразделения фирмы.

  16.  В чем отличия внутренней и внешней логистики?

    В зависимости от направления деятельности предприятия логистику можно разделить на внутреннюю, предусматривающую решение производственных вопросов в рамках фирмы, и внешнюю, обеспечивающую товародвижение на рынок.

    Задачи внутренней логистики заключаются в  материально-техническом снабжении и управлению ресурсами, а именно, закупке сырья и материалов, их хранению, внутренней и внешней транспортировке, контроле за объемами их запасов и корректировке этих объемов.

    Задачи внешней логистики состоят в распределении конечного готового продукта через различные каналы. Это транспортировка промежуточного или конечного готового продукта потребителям, выявление их запасов на складах фирмы или промежуточных платформах потребителей, хранение, упаковка и комплектование производимой продукции по всему ассортименту согласно заказам, анализ спроса изготавливаемой продукции и необходимая корректировка объемов их производства.

  17.  Что такое Инкотермс?

    Инкотермс — единые международные правила толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле терминов. Целью Инкотермс является сведение к нулю или в значительной мере уменьшение неуверенности в различном толковании подобных терминов в отдельных странах.

    Различные толкования торговых терминов, зачастую, влекут за собой негативные последствия в виде судебных разбирательств, и, как следствие, немалые временные и финансовые затраты для предприятий.

    В целях разрешения подобных проблем Международная торговая палата издала в 1936 году международные правила торговли под названием «Инкотермс 1936». В последствии в данные правила вносились дополнения и поправки с целью их приведения в соответствие с действующей практикой международной торговли.

    Изменения были внесены в 53, 67, 76, 80, 90 годах XX века, а также в 2000 и 2010 годах, при чем основной причиной их пересмотра в 1990 году явилось намерение приспособить Инкотермс к возрастанию использования компьютерных средств связи. Актуальная версия правил в настоящее время — «Инкотермс 2010».

  18.  Назовите 4 самых распространенных вида Инкотермс?

    Для облегчения понимания участников внешней торговли «Инкотермс 1990» сгруппировал термины в четыре категории, отличающихся по существу:

    1.  Группа E — отгрузка. Согласно этому термину продавец предоставляет покупателю товар только на своей территории («E» — термин EXW).

    2.  Группа F — основная перевозка продавцом не оплачена. В соответствии с этими терминами продавец обязан поставить товар перевозчику, указанному покупателем («F» — термины FCA, FAS и FOB).

    3.  Группа C — продавцом оплачена основная перевозка. Согласно этим терминам продавцу необходимо заключить контракт на перевозку, не принимая риски утраты или повреждения товара, а также дополнительных затрат, возникших после отгрузки и отправки товара («C» — термины CFR, CIF, CPT и CIP).

    4.  Группа D — прибытие. Термины, согласно которым продавец обязан нести все риски и расходы, связанные с доставкой товара в страну назначения («D»- термины DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

  19.  Почему чаще оплата автотранспорта осуществляется по факту доставки?

    При перевозках любого типа, чаще всего оплата автотранспорта осуществляется по факту. Причиной этому является — указание данного пункта в договоре на указание услуг. Главной причиной оплаты такого вида — это перестраховка компании о получении соответствующего груза или автотранспорта в положенный срок, опять же указанного в договоре поставки, без повреждений, то есть в том виде, в каком его отправили. Если это грузоперевозка весовой продукции, того же зерна, то вес должен соответствовать товарно-транспортной накладной. В случае недостачи или доставка поврежденной продукции, с поставщика взыскиваются штрафные санкции, в мере указанной в договоре. Также выясняется виновная сторона, если в повреждении виновата сторона работодателя (плохо упакованный товар) или малое расхождение веса, например из-за разных весов, что до определенной метки является допустимой нормой.

    Если доставка осуществляется транспортными компаниями на пункты выдачи, клиент, ожидающий посылку, чаще всего выбирает оплату наложенным платежом из-за риска доставки не того товара или товара ненадлежащего качества. Оплата такого типа требует доплаты за пересылку наличных продавцу, но иногда, покупателя это не останавливает из-за боязни получить не надлежащий товар.

  20.  Каким образом компания может зарабатывать на логистике?

    Логистика может быть достаточно прибыльным бизнесом. Главным способом заработка для логистической компании — это организация грузоперевозки. Но для организации перевозки требуется человек, хорошо ориентирующийся в специфике деятельности и умеющий благополучно расположить к себе человека, уметь разрулить любую ситуацию. Поиск добросовестного и опытного логиста — это первое, чуть ли не главное звено в получении дохода от логистики. Потому что, поиск клиента — это и есть способ заработка, как для менеджера — логиста, так и компании.
    Далее для получения прибыли необходима организация внутренних и международных грузоперевозок. Также не маловажным является выполнение всех условий, предоставляющих логистической компанией. Потребитель должен получить соответствующий и необходимый товар в нужное время, в нужном месте, от ответственного поставщика с хорошим уровнем обслуживания при заданном уровне общих затрат. Хорошо организованная работа является ключом к увеличению количества клиентов и само собой увеличению заработка.

  21.  Какие выгоды от владения собственным транспортом?

    В логистике, как и в любом другом виде бизнеса, владение собственным транспортом является как огромным преимуществом, так и дополнительным доходом. Имея свой транспорт, в организации есть возможность гораздо уменьшить расход времени на поиск подходящего перевозчика, а также при получении более выгодной сделки по перевозке. Задействовав свой транспорт, предприятие получает основной доход грузоперевозки, а не только по организации сделки.

    Имение собственного автомобиля, позволит наиболее оптимально распределить транспорт между наемным и собственным, что благополучно повлияет на минимизацию затрат и простоев. Наличие собственного транспорта является конкурентным преимуществом, давая возможность повышения репутации и сервиса логистической компании, уменьшая зависимость от сторонних перевозчиков.

  22.  Специфика доставки в страну СНГ

    Когда Советский Союз перестал существовать, практически все экономические и производственные связи между новыми государствами были сохранены. Потому и транспортное сообщение между странами СНГ никогда не прекращалось и было всегда достаточно интенсивным.

    Самой главной особенностью доставки грузов в страны СНГ являются большие расстояния. Территория России, как мы знаем, велика и доставка грузов, скажем, в Казахстан, Армению, Азербайджан, Беларусь или Молдову требует от транспортных компаний ресурсов высокой надежности.

    Еще одной, не мене важной, особенностью таких грузоперевозок является то, что они имеют международный статус и в обязательном порядке требуют таможенного оформления. Специфика пограничных оформительских процедур такова, что для каждого вида транспорта (автомобильного, авиационного, морского, железнодорожного) требуется определенный пакет документов. Потому желательно такого рода перевозки поручать известным транспортным компаниям, хорошо зарекомендовавшим себя и специализирующихся на перевозках именно в страны СНГ.

  23.  Каким образом рассчитывается стоимость автомобильного транспорта при междугородних перевозках?

    Стоимость междугородних грузоперевозок зависит от множества факторов, и рассчитываются в валюте, в зависимости от страны, за один километр. То есть, для подсчета стоимости перевозки, необходимо с помощью карты подсчитать километраж пробега автотранспорта и умножить на стоимость за один километр. Каких-то стандартных правил по тарифам не существует. Цена за километр может зависеть как от перевозимого груза, срока доставки, так и дня недели. Немаловажную роль играет система спроса и предложения в каждом регионе, которая напрямую зависит от цены. Если, например, в регионе количество грузов заметно превышает количество транспорта, то и стоимость перевозки будет больше, потому что есть выгодный спрос для перевозчика, и наоборот. Сезонность также может играть роль, так как летом и осенью, во время созревания фруктов и овощей вырастает спрос именно на эту группу товаров. Никто не исключает и человеческий фактор, если владельцу груза грузоперевозчик предлагает меньшую цену за перевозку, следовательно, он будет первым на очереди в получении работы.

  24.  Что такое минимальная стоимость автодоставки? Как она рассчитывается?

    Минимальная стоимость автодоставки груза это стоимость, которая включает в себя только затраты по его перевозке и оформлению. Минимальная стоимость доставки обычно зависит от пункта назначения груза, а другими словами — от тарифной зоны доставки.

    Формула расчета минимальной автодоставки зависит от типа груза (крупногабаритный груз, тяжелый груз) и может выглядеть примерно так:

    1. Тарифная зона х объемный вес груза + стоимость оформления груза = стоимость доставки крупногабаритного груза.

    2. Тарифная зона х вес груза (кг) + стоимость оформления груза = стоимость доставки тяжелого груза.

    Минимальная стоимость автодоставки обычно указывается в прайсе перевозчика. Стоимость автодоставки может увеличить ряд факторов: срочность, особые свойства груза, несколько место перегрузки (погрузки, выгрузки), простой транспорта, ошибки в оформлении сопроводительной документации.